Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2023 года


Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-ноября текущего года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2023 года составил 25 963 млрд рублей, что на 4,8% выше объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.

  • Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 17 737 млрд рублей и увеличились на 25,6% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги,налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области — в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).

В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-ноября 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).

  • Нефтегазовые доходы составили 8 226 млрд рублей и снизились на 22,8% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн рублей в год). При этом часть возмещения топливного демпфера по итогам октября 2023 года будет отражена в кассовых операциях в начале декабря. С учетом данных операций уровень нефтегазовых доходов в ноябре 2023 года превысил бы уровень предыдущего года на 11%.

Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 11 месяцев 2023 года составил 26 841 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 11,7% г/г (+4,9% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).

В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).

Исполнение федерального бюджета за январь-ноябрь 2023 года

(предварительные данные), млрд рублей

 

янв-ноя 2023*

янв-ноя 2022

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

25 963

24 780

+4,8%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.

8 226**

10 655

-22,8%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

7 306

5 743

+27,2%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

17 737

14 125

+25,6%

17 191

  НДС (производство и импорт)

10 234

8 333

+22,8%

10 417

  налог на прибыль

1 740

1 551

+12,2%

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

26 841

24 037

+11,7%

29 056

  государственные закупки

5 547

4 765

+782

4 982

ДЕФИЦИТ

      ВВП

-878

-0,5%

743

0,5%

-1 621

-2 925

-2,0%

* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 декабря 2023 года

** часть возмещения топливного демпфера по итогам октября 2023 года будет отражена в кассовых операциях по исполнению федерального бюджета в декабре текущего года. С учетом данных по начислению соответствующего платежа нефтегазовые доходы за 11 месяцев 2023 года составили 8 171,8 млрд рублей

Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.


[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).

Источник

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте